«Тотальный спектакль» Лисовского целиком не посмотрит ни один зритель

«Тотальный спектакль» Лисовского целиком не посмотрит ни один зритель

Задуманный Всеволодом Лисовским проект под названием «Сто дней» стартует в конце сентября. Основной задачей спектакля-фестиваля станет исследование вопроса: каким предстанет целое в глазах зрителя, который не может это целое увидеть и охватить.

Главный экспериментатор современного российского театра Всеволод Лисовский, привыкший проверять на прочность все составляющие традиционных театральных конвенций, за время всеобщей изоляции придумал, возможно, самый масштабный свой проект (даже по сравнению с придуманным им же спектаклем-променадом «Сквозь / Скольжение по возможностям», который длится двое суток): «тотальный спектакль» (по сути — фестиваль мини-спектаклей и/или перформансов) продолжительностью в сто дней. Предметом изучения на сей раз станет механизм работы зрительской (и художнической) фантазии при условии заведомой неполноты восприятия. В теории многочисленные театральные опыты, «изолированные» друг от друга в пространстве (и пересекающиеся во времени), отчасти перекликаются с новым опытом этого года и, соответственно, оказываются его логичным завершением. На практике «Сто дней» становятся закономерным развитием других «исследований» Лисовского, включая «Молчание на заданную тему» (и ещё более радикальное, но и более близкое новому проекту в акценте на зрительскую фантазию и включённость «Молчание на свободную тему»), — опытов домысливания, достраивания целого уравнения со множеством неизвестных.

Конкретнее о том, в чём заключается суть проекта, Всеволод Лисовский рассказал журналу ТЕАТР.: «Суть затеи сводится к тому, что на протяжении ста дней — с конца сентября и до Нового года — разные творческие объединения и отдельные творцы в разных концах Москвы (хотя уже понятно, что одной Москвой дело не ограничится) будут „проживать“ каждый свою историю. Истории не будут связаны друг с другом никак. Зачем это делается? Задача — проработать новую модель взаимодействия со зрителем: последний даже теоретически не имеет возможности увидеть всё, что происходит (в день будет до 15 перформансов — все в разных местах). Составить представление о целом он должен будет на основании заведомо неполных данных. Важно отметить, что авторского креатива в тотальном спектакле не будет (точнее, он никогда не будет озвучиваться), а финалом проекта станет публикация зрительского нарратива: то, что понял и придумал сам зритель».

«Тотальный спектакль» Лисовского целиком не посмотрит ни один зритель

Отметим, что амбициозный замысел Лисовского, помимо огромного пространства творческой свободы для всех потенциальных участников «Ста дней», предполагает соответствующий ему размах работ — и, соответственно, человеческих ресурсов, которые потребуются в том числе и для реализации «исследовательской», аналитической составляющей проекта. Об этом «существенном обстоятельстве» Лисовский также рассказал журналу ТЕАТР.: «Мы боремся с таким репрессивным фактором как качество. Куратор проекта (я) обязуется принимать любые заявки. Но участники должны понимать, что их задача — не развлекать кого-то, а развлекаться самому. Денег нет ни копейки, и взять их негде в этой стране. Но отсутствие денег — не повод этого не делать. Нужно практически бесконечное число участников — как творческих единиц, так и людей, способных на волонтёрских началах администрировать, снимать, записывать зрительские фидбеки, расшифровывать эти фидбеки».

«Тотальный спектакль» Лисовского целиком не посмотрит ни один зритель

Напомним, что своеобразным «предисловием-затактом» к новому проекту стала двухдневная акция «Верни себе город», которую в июне Лисовский организовал вместе со своим младшим товарищем Васей Березиным (способным составить «комиссару» Лисовскому конкуренцию в негласном праве называться главным театральным экспериментатором), деятельно участвующим и в организации «Ста дней». В первый день июньской акции были показан повтор двух работ, премьеру которых «подпольно» провели ещё в период жёстких карантинных мер, — «Секс как утопия» Лисовского и «Эдем, Эдем, Эдем» Березина; во второй — перформанс-променад Лисовского «Дикие танцы свободных птиц». В обоих случаях пространством становились ультраурбанистические (и одновременно почти «романтически» разрушенные) территории: заброшенный сквот и руины завода, где делали ракеты «Протон».

Источник: oteatre.info