Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: меньше 2 часов назад

Россия

+16

Художник Клод-Мари Поль Дюбюф: пламенный талант и холодный расчет


Последний птенец живописной школы Давида, художник Клод-Мари Поль Дюбюф, родился в семье блистательного дипломата в 1790 году. Талантливый мальчик прекрасно учился, радуя родителей отличными оценками и изысканными манерами, так что отец видел в нем продолжателя династии. Однако в четырнадцать лет будущий маэстро разрушил грандиозные планы отца и пошел учиться живописи у великого тогда Жака-Луи Давида, яростного поборника классицизма.

Разгневанный родитель немедленно лишил непокорного отпрыска всякой финансовой поддержки, на что тот пожал плечами и отправился зарабатывать на жизнь игрой на скрипке. Юноша действительно был одарен и получил великолепное образование. Отец будущего успешного портретиста до конца жизни не смирился с выбором сына и не простил ему разрушенных надежд, отношения между ними оставались натянутыми до смерти дипломата.


Надо сказать, что дебютные работы Клода не произвели впечатления на публику. Они были безупречны с точки зрения техники – идеальный мазок, идеальная поверхность, и при этом такая же неживая мраморная гладкость персонажей, классически выверенные позы, столь любимый Давидом античный антураж в работах его последнего ученика не понравились публике. В картинах не было жизни, они радовали глаз, но не задевали сердце.

Однако юный художник не успел впасть в отчаяние. Дипломатический такт, великолепные манеры и привлекательная наружность помогли ему обзавестись широким кругом знакомств. Через год после своего дебюта он отправился в Италию, где свежеприобретенные знакомые представили его младшей ветви королевского рода – герцогам Орлеанским. Клод-Мари использовал случай на все сто процентов.

С его автопортрета того периода на зрителя смотри юноша с изысканно-тонкими чертами. На бледном лице с безупречным овалом и правильной, чуть тонкой линией губ, живыми кажутся только горящие черные глаза. Темные волосы, черный сюртук заставляют сосредоточить взгляд на единственном светлом пятне, вынуждая зрителя смотреть в глаза юноши, у которого внутренний огонь закован в безжалостную броню манер. Второй элемент, привлекающий внимание – кисть руки юного маэстро. Судя по всему, художник осознанно акцентировал внимание на длинных пальцах, безупречных миндалевидных ногтях. Очевидно, что перед нами аристократ. Красивые лица были нередки во Франции, но эту руку лепили века естественного отбора, породы и аристократических предков. Этот автопортрет – одна из самых живых работ художника.

Знакомство с членами королевской фамилии позволило Дюбюфу получить множество заказов на портреты. Он писал портреты короля Франции и королевы Бельгии, придворных красавиц и щеголей. Чуть позже, когда в изменчивом высшем свете мода на него прошла, Клод воспользовался приобретенной репутацией художника-аристократа и стал писать портреты французской буржуазии.

Новых клиентов не волновали течения искусства, особенности формы, даже талант маэстро. Они хотели иметь портрет от модного живописца с портретным сходством. Надо сказать, что буржуазия того времени образовывала жестко структурированный социальный строй со своими правилами и нормами. Если обратиться к литературе, то лучше всего атмосфера буржуазного Парижа передана в романе Филипа Эриа «Семья Буссарделей».

В работах Дюбюфа мы видим продуманные, изящные, но неестественные позы, гладкую, как у мраморных статуй кожу, правильно лежащие складки одежды. Талантливый сын дипломата, а Дюбюф был талантлив, обменял свой дар на коммерческий успех и обеспеченную жизнь буржуа от живописи.

Художник и его семья благополучно пережили революцию, дождались реставрации монархии. После воцарения Наполеона Дюбюф неоднократно и успешно выставлял свои работы в Салоне, а за некоторые из них он в 1837 году получил орден Почетного легиона. Однако тот внутренний огонь, который некогда заставил четырнадцатилетнего подростка уйти из семьи, с годами не угас. Не находя воплощения в полотнах маэстро, он, тем не менее, оказывал влияние на всю жизнь Клода-Мари.

Дюбюф основал и патронировал общество помощи молодым художникам, стал наставником для своих детей. Один из его сыновей, Луи-Эдуард, стал талантливым художником, более ярким, чем его отец. Династию живописцев продолжил внук маэстро – Гийом Дюбюф. Несколько расслабиться и писать «для души» Клод-Мари смог только в конце своей долгой жизни. Умер художник в возрасте семидесяти четырех лет, в своем доме, стоящем в дорогом буржуазном квартале Парижа, в Сен-Клу. Его полотна можно увидеть во многих музеях, как пример последнего представителя школы Давида.

Похожие записи