Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 05 августа 2019 07:47

Россия

+10

Художник Жан Батист Грёз: маэстро эмоции и морали


Художник Жан Батист Грёз родился три столетия назад в бургундском Турню. В юности он оказался в Лионе, и брал уроки у известного в ту пору Шарля Грандона. Позже Жан поступил в парижскую Академию, где и начал заниматься профессиональной живописью после её окончания. Первая работа, представленная суду зрителей, «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», была довольно удачной, но не принесла большой известности и высоких оценок. Другие картины тех лет вполне достойно принимались публикой и критиками, хорошо продавались, но не приносили мировой славы.

Сюжетный жанр — основное направление, в котором маэстро кисти прикладывал усилия, но и портретное направление занимало его не меньше. В это время в Париже было много именитых представителей обоих сфер. Во Франции, да и в остальной Европе было с кем состязаться на самом высоком уровне.

В возрасте сорока четырех лет Грёз стал академиком. Талант требовал реализации. В этот момент он решил посвятить своё творчество историческому направлению. Поиск новых горизонтов — свойство любой творческой натуры. Просвещённый человек, знаток истории, он решил, что для такой стези ему не хватает знаний античной культуры и глубокого понимания древних произведений, а также образцов наследия эпохи Возрождения.


Конечно, самым большим и значительным музеем эпох был тогда и остаётся в наше время Рим. Академик предпринял длительную поездку в столицу Италии и античной культуры. После этого путешествия им создано большое полотно «Север и Каракалла». Она была выставлена в Париже, но не вызвала интереса во французских кругах и не была высоко оценена ценителями. По этой причине художник вернулся в жанр бытовых сцен и портрета, где и добился высот мастера мирового уровня.

Судьба была довольно благосклонна к художнику. Он имел хорошие заказы, а также писал сюжетные полотна, которые охотно покупали состоятельные люди. Во времена французской революции живописец держался далеко от политики, полностью посвятив себя ремеслу. Хотя известно, что живописец состоял в масонской ложе, члены которой принимали активное участие в общественной жизни. В числе других деятелей изящных ремёсел он получил по распоряжению Конвента небольшую квартиру в Лувре, где жил и работал.

Стиль и манера Жана Батиста отличается безупречной композицией, точной работой со светом и тенью и академической цветовой гаммой. При этом, найденные в самом начале творчества новаторские приёмы, в основном, касаются сюжетной линии и смыслового наполнения.

В дореволюционный отрезок в мировом изобразительном искусстве сложилась традиция уподобления изображаемых образов мифическим персонажам античного периода. Эта же тенденция во многом сохранилась и в последующем имперском промежутке. Грёз в этом отношении не поддавался веянию моды. Напротив, его работы пронизаны духом классического реализма с использованием изобразительных средств мастеров Возрождения. Он считал важным портретное сходство изображаемых объектов в противовес нарочитому стремлению коллег представлять своих героев в виде классических образчиков красоты и внешнего совершенства.

От деятелей предшествующих эпох творчество француза отличается переосмысливанием жизненного и философского наполнения изображений. С помощью вполне академических приёмов он стремился наделить своих героев обычными человеческими эмоциями и правдивой моралью жизненных ситуаций. Сцены немного театральны — такой термин, пожалуй, наиболее точно определяет происходящее. Критики всякий раз подмечают эту особенность. Но театральность в искусстве — не мера нереальности происходящего. Скорее, это мера точности и глубины метафоры. Иначе зачем нужен театр?

Некоторая жеманность, а местами и фривольность женской натуры вполне укладывается в концепцию его манеры представления действительности. Здесь нет полного гротеска и венецианского или флорентийского буйства метафизических форм. Но часто видится явное превышение норм. Каких? Общественной морали или обыденной догмы? Это вопрос к наблюдателю, каждому в отдельности. А что есть живопись, если не вопрос к зрителю?

В картинах мастера сюжетного и портретного жанра есть и ответы. Он добр к человеческому обществу, несмотря на горькую правдивость и трагичность многих типичных ситуаций обыденной жизни. Но прощая грех, показывай путь к спасению. Для поиска ответов важно обращать внимание на детали. Язык жестов, расположение предметов, подсказки из несоответствий в одежде — всё это указывает путь. Треснутый кувшин — реальное происшествие или язык метафор? Проклятие отца — конкретный эпизод или философское определение состояния общественной морали? Ответы тоже не очевидны, как и путь к спасению — у каждого он свой.

Можно сказать, что полотна одного из поздних реалистов стали на тот момент одной из вершин всего направления и его логическим завершением. Эти холсты как мостик между старой школой и нагрянувшим значительно позже течением постреализма, вобравшего в себя с благодарностью и эти сцены, и эту технику, и большую часть выражений из этого языка.

Роль моста во времени между формациями далеко не всегда счастливый выбор. В судьбах крупных творцов чаще бывает наоборот. Так случилось и с Жаном Батистом. Это сейчас его наследие оценено по достоинству крупнейшими музеями и ценителями изящных искусств. В конце жизни автора его произведения не пользовались ни спросом ни популярностью. Постреволюционное и новое имперское сознание требовало других олицетворений, впоследствии оказавшихся скоротечными. Несмотря на былую популярность и востребованность, значительное состояние улетучилось. Маэстро умер в забвении и нищете. Луврская квартирка, пожалованная когда-то Конвентом стала последним пристанищем былого кумира в 1805-м году.

Похожие записи