Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 12 августа 2019 08:06

Россия

+16

Художник Иван Крамской: хранитель нераскрытой тайны


Русский художник Иван Крамской ответил самым неординарным образом на серьезные вызовы своего времени. Впрочем, не только своего. Решения, которые принимал живописец, настолько поражают своей силой и новизной, что и сейчас дают повод для размышления, если не подражания. Жизнь человека – это всегда выбор. Лев Толстой писал, что важнейший вопрос - «как и зачем жить». Отвечать на него приходится каждый день.

Можно ли рисовать по фотографии?

Споры современных профессиональных художников, стоит ли рисовать по фотографии, чаще всего заканчиваются ответом: нет, нельзя. Как правило, указывают на то, что человек, начинающий обучение живописи, должен рисовать только с натуры: натюрморт, пейзаж, портрет.


Удивительно, но факт: в середине XIX века юный Крамской начинал работать как ретушер фотографий. Казалось бы, эта дорога не должна была привести к живописи, тем не менее привела. Неизвестный молодой человек из провинции поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Как бунтовать с выгодой для себя?

Вероятно, более светлой судьбы юноша и не ожидал. Крамской – блестящий выпускник. В это же время объявлен конкурс на Большую золотую медаль к 100-летию устава Академии – это потрясающий шанс в карьере живописцев. Кто же откажется от такого шанса, а также поездки в Италию, мастерской, да и крыши над головой – в конце концов? Иван Крамской и еще тринадцать живописцев. Условия конкурса и пренебрежительное отношение Совета к мнению выпускников Академии привели к настоящему скандалу. О бунте студентов было доложено императору Александру II.

Результат – фантастический. Молодые художники организуют Артель - такова в 1863 году придуманная ими альтернатива работы при Академии. Крамской возглавляет это сообщество. И очень успешно – им удается за пять лет накопить общий капитал своего товарищества более десяти тысяч рублей (в то время значительные деньги). На них были сняты общие мастерские, жилье для художников.

В последствие, большинство из бунтарей все же станет академиками – Крамской тоже. И портрет императора напишет. Но уникальный опыт самостоятельного продвижения (порой неоднозначного и противоречивого) запомнится многим. Начинание перерастет в Товарищество передвижных художественных выставок, идеологом которого был Иван Николаевич.

Неизвестная или незнакомка?

Зритель обычно не задумывается над тем, кто изображен на полотне «Неизвестная», полагая, что и художник не знал, кто эта дама. Иногда картину называют «Незнакомка» по аналогии со стихотворением Александра Блока. И все же есть несколько версий, что эта женщина была знакома художнику, а тайна портрета – не случайность.

Есть предположение, что на полотне морганатическая супруга Александра II – Екатерина Михайловна Долгорукова. Почти пятнадцать лет она была неофициальной супругой императора, четверо детей были незаконнорожденными, и только в 1880 году состоялось венчание. Царь был убит террористами в 1881, а портрет был представлен публике в 1883 году. Художник написал лицо красивой, сильной, несколько надменной, но чем-то слишком встревоженной женщины. У Екатерины Долгоруковой были веские причины считать себя безмерно счастливой и очень несчастной в одно и то же время. Картины Крамского покоряют искренностью и точностью реалистичных деталей. Ответ на вопрос, кто же эта женщина или почему образ княгини он сделал неузнаваемым, живописец унес с собой.

Как любить свое дело?

Говорят, что артист, который умер на сцене, был бесконечно предан своему призванию. Иван Крамской – художник, который умер у мольберта.

Страстное желание научиться искусству живописи вело мальчика из бедной мещанской семьи к уникальному мастерству и прозрениям. Он мог выразить чувства простых людей, размышления великих. У Крамского была потрясающая черта: он был талантливый зритель и читатель, сумевший понять замыслы лучших творцов. Недаром так глубоки по смыслу портреты Некрасова, Толстого, Шишкина, Третьякова, Менделеева и других деятелей русской науки и культуры кисти Ивана Крамского. Гуманизм - эта непростая стезя была выбрана художником в юности: осознанно и навсегда.

Похожие записи