Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: меньше 16 часов назад

Россия

+16

Художник Федор Васильевич Савостьянов: двое посреди войны


Почему пылающие разнотравьем луга и тихие речные заводи встречаются на картинах художника-фронтовика Фёдора Васильевича Савостьянова куда чаще, чем сцены времён войны?

Ведь пыльными дорогами Великой Отечественной он прошагал от первого до последнего дня, воевал под Сталинградом, брал Будапешт. Однако военная тематика зазвучала в работах ленинградского живописца только с начала 70-х годов, и каждая, посвящённая событиям тех лет — живое воспоминание о пережитом.

Предельно осторожно, словно боясь растревожить старые раны, мастер пишет свои очень личные, полные внутреннего драматизма, «рассказы». Вне их изобразительного пространства остаются самые страшные кровавые эпизоды громких сражений, очевидцем и участником которых стал семнадцатилетний студент Одесского художественного училища. На главенствующее место в своих произведениях Савостьянов ставит человеческие чувства, переживания; те будни с их маленькими радостями и большими утратами, из которых складывается жизнь человека вне мира.

Наряду с высоко эмоциональными драматичными «Подсолнухами», «Освобождением», «Душой солдата» в творческом наследии художника есть реже упоминаемые, но не менее реалистичные полотна. Такие, как, например, «Объяснение», увидевшее свет также в 70-е гг.. Подобно фотографиям из чужого альбома картина притягивает скрытой в ней историей, порождая нетерпеливые вопросы: кто эти двое? о чём они разговаривают? как сложатся их судьбы дальше?

О себе ли вспоминает Фёдор Савостьянов или о своих товарищах, спустя десятилетия уже и неважно. Такие мимолётные встречи случались время от времени на фронтовых перепутьях, но, сколько бы они ни длились, для тех, кто стоял лицом к лицу, жадно вглядываясь в любимые черты, эти минуты обращались в главный побудительный мотив: стремление дожить до победы.

Мужчина и женщина посреди войны. На полотне нет ни чёрных клубов от горящих танков, ни обугленных воронок от снарядов. Но серое стального оттенка небо тяжело дымится рваными низкими тучами, а порхающие в воздухе желтоватые листья напоминают то ли стаи перелётных птиц, то ли идущие на задание истребители. Ветхий покосившийся забор да стена пробитого временем сарая скрывают мир, из которого вырвались ненадолго эти двое. В укромном уголке не цветёт сирень, и не прячется скамья для романтических свиданий. Стоя так, они могут только смотреть и запоминать, потому что времени ни на что иное — увы — им не отпущено.

Строги и грустны выражения лиц, по-военному сдержаны движения. Но в этой сдержанности, в аскетизме эмоций таится энергетика сильнейших переживаний. Едва уловимый поворот навстречу подсказывает, как трудно героям удержаться от стремления заключить любимого человека в объятия, как невыносимо больно расставаться. Девушка обеими руками придерживает полы шинели, бережно обнимающей её плечи. Ещё минута, и пальто вернётся к своему хозяину, чтобы долго потом хранить в жёстких складках сукна нежные мгновения свидания.

Центром притяжения композиции становится женская фигура: именно её видит зритель, именно на ней сосредоточено всё внимание лейтенанта. Её задумчивый чуть печальный взгляд обращён вдаль, где неясны пока очертания рока. Говорит ли он: до скорого? Или прощается навсегда?

🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» иподписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации.Приглашаем посетить наш сайт!Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи:

Великие русы: история успеха

Рюрик: власть и титул

«Картины художников импрессионистов России»

Картины художника Алексея Саврасова

Похожие записи