Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: меньше 10 минут назад

Россия

+4

Художник Фёдор Решетников: картина в картине внутри картины


Пожалуй, не найдётся такого человека, что был рождён в Советском Союзе, но не имел представления о картине Фёдора Павловича Решетникова под названием: «Опять двойка». Да и «поколение Пепси», и даже юные миллениалы в немалой части знакомы с этим шедевром бытовой живописи, до сих пор встречающемся в качестве иллюстрации в учебных пособиях для школьников.

Кажется, что само время не властно над успехом этого полотна, ныне экспонирующегося в Третьяковской галерее. Оно повествует выразительную на лаконичную, одновременно трагичную и комичную, обезоруживающе честную в своей простоте и при этом глубоко назидательную историю. В центре сюжета — нерадивый школьник, готовый «провалиться сквозь пол» под строгими, осуждающими или просто насмешливыми взглядами родных. Эта работа не теряет остроты и актуальности и в наши дни. А выражение: «Опять двойка», некогда ставшее «крылатым», и по сей день нет-нет да и «проскакивает» в устной речи, когда разговор заходит о регулярных и постыдных неудачах.

Однако, сегодня далеко не всем известен один интереснейший факт. Дело в том, что рассматриваемое произведение — не отдельно стоящая работа мастера, а вторая картина в «трёх серийном» цикле работ Решетникова, посвящённых ученической теме. Согласно замыслу живописца, открывает этот «триптих» полотно под названием: «Прибыл на каникулы». Её лёгкая, праздничная тональность и позитивное смысловое наполнение диаметрально противоположны «звенящей» от внутреннего напряжения атмосфере «Двойки». Мальчик, «вытянувшись в струнку» этаким символичным восклицательным знаком всего полотна, шутливо отдающий воинское приветствие своему дедушке под одобрительным взглядом сестры — стопроцентный антипод двоечника, едва не сгибающегося под тяжестью портфеля, в котором лежит дневник с очередной свежеполученной «парой».

А теперь, дорогой читатель, обратите Ваше внимание на левый верхний угол картины «Опять двойка». Стараниями Фёдора Павловича на ней в аккуратной рамочке красуется тот самый «Прибывший на каникулы». В качестве немого укора и яркого примера для подражания главному герою, старательно отводящему взгляд в противоположную от репродукции сторону.

Логически и сюжетно замыкает эту живописную троицу произведение с названием: «Переэкзаменовка». Помимо бытового, жанрового «смыслового слоя» в ней наличествует едва ли не библейский мотив покаяния. Благодаря мастерству художника, решимость на лице мальчишки, «грызущего гранит науки» наперекор уговорам друзей и собственному желанию забросить учёбу и присоединиться к игре, смотрится не по-детски осознанно и даже сурово. Хрупкая фигура героя и беззаботность солнечного летнего дня за распахнутым настежь окном — настоящая аллегория взросления. Первого, а значит — самого важного, самого главного шага на пути становления сильной личности.

А прямо над головою мальчика... да-да, она самая! «Опять двойка» во всей своей «грозной» красе. Как лишнее напоминание о том, почему весёлые летние каникулы превратились для него в самоотверженный «мозговой штурм» непокорённых за минувший учебный год «высот познания», как сказал бы поэт.

Создавая всё новые эскизы и прототипы, меняя антураж и саму композицию, всякий раз по-иному «обыгрывая» работу с цветом и освещением, Фёдор Павлович Решетников посвятил этим работам немало времени и творческих сил, вкладывая в каждую из них весь свой талант. И это неудивительно. Если верить свидетельствам ряда друзей семьи, видный советский живописец очень сильно переживал за плохую успеваемость собственной дочери. Никакие воспитательные меры не были способны повлиять на маленькую Любу Решетникову, не проявлявшую ни капли усердия в учёбе. В конце концов борьба с прокрастинацией любимой дочери выразилась в творческой рефлексии мастера и облеклась в форму выдающихся произведений, ставших классикой соцреализма. Однако, в силу целого ряда причин массовый зритель полюбил именно вторую по счёту работу из данного цикла, и со временем многие стали воспринимать её в отрыве от двух других. По иронии Судьбы всеобщим «любимцем» стал именно тот образ, который создавался в качестве промежуточного этапа сюжетной арки, в роли «ступеньки» на пути к позитивному раскрытию главного героя.

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт!Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи! Предлагаем для обсуждения статьи:

300 антиспартанцев

Картины художника Казакова Бориса Ивановича

Меч Александра Македонского

Похожие записи