Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 12 августа 2019 08:06

Россия

+7

Художник Элизабет Виже-Лебрен: красота, сентиментальность и немного революции


Художник Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен родилась в середине XVIII века в семье живописца Луи Виже. Его работы были не особенно популярны, но позволяли семье жить в достатке. Счастливый отец очень рано оценил талант дочери и начал ее обучать ремеслу. Он был уверен, что юная Элизабет, как звали девочку в семье, прославит его имя. Надежды Луи Виже оправдались, но он не дожил до этого момента, скончавшись, когда дочери едва исполнилось тринадцать лет.

Талантливую девочку взяли под опеку друзья семьи, что позволило юной красавице продолжить образование. Наставником ее стал Габриэл Бриар, благодаря которому она не только усовершенствовала свое мастерство, но и познакомилась с Верне и Грёзом, чьи работы без сомнения существенно повлияли на ее стиль.



Первые серьезные заказы Элизабет стала получать в пятнадцать лет, когда ее семья перебралась с улицы Кокильер на улицу Сент-Оноре. Красота девушки, ее ум и такт помогли ей снискать покровительство герцогини Шартрской, происходившей из семьи Бурбонов. В возрасте двадцати одного года очаровательная художница вышла замуж за Жана Лебрена, чьи связи поспособствовали ее стремительному карьерному росту и позволили получить заказ на портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции.

Написанное полотно понравилось царственной особе, результатом стал поток новых заказов, как от королевы, так и придворных, а также членство в Академии художеств. Надо сказать, что академики неоднократно отказывали Элизабет в приеме, поскольку ее супруг торговал картинами, но противостоять королевской воле они не могли. В музеях хранится двадцать пять изображений Марии-Антуанетты, принадлежавших кисти мадам Виже-Лебрен.

Революция, оборвавшая жизнь королевской семьи, лишила Элизабет родины на долгих двенадцать лет. Художница успела эмигрировать, но новое правительство запретило ей возвращение во Францию. За это время Элизабет объехала почти всю Европу и на семь лет осталась жить в Петербурге. Надо сказать, что принятую в высшем свете портретистку не коснулась реальная жизнь русских крепостных, так что она до конца жизни представляла русских крестьян по пасторальным пейзажам.

Большинство полотен кисти Виже-Лебрен весьма сентиментальны. Прекрасные светские дамы с детьми, цветами, музыкальными инструментами надменно или наивно смотрят с ее полотен.

Манера письма художницы неуловимо напоминает полотна Греза – те же большие глаза, шелковистые кудри, роскошные декольте. Впрочем, стареющая императрица Екатерина II не оценила талант портретистки, безжалостно раскритиковав портрет дочерей Павла I, ее внучек.

Современники уверяли, что причина неприязни кроется в натянутых отношениях французской художницы с фаворитом, Платоном Зубовым, однако факт неоспорим – портретного сходства в картине явно маловато.

Подобное отношение не помешало Элизабет прожить в России несколько лет. Она вернулась на Родину в царствование Наполеона и переживала последующие удары судьбы вместе со своей страной. Своим потомкам она оставила около шестисот портретов и почти двести пейзажей, которые сегодня можно увидеть в лучших музеях мира.

Похожие записи