Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: меньше 16 часов назад

Россия

+10

Да Винчи, Веласкес, Караваджо и Лот: четыре гения и бог виноделия


Прошедшие новогодние праздники расположили нашего милого редактора к некоторой рефлексии. Что ж, это вполне объяснимо. Весь этот праздник жизни с минимумом снега и околонулевыми температурами, случившимися на нашей богоспасаемой среднерусской возвышенности, стал больше похож на древнеримский праздник плодородия. Хотя бы в том смысле, что торжества античных квиритов почти совпадают по времени с современной встречей нового года, а традиция безудержного веселья и обязательных возлияний — как две капли воды похожа на модернизированный вариант чествования древнеримского Бахуса. Он же — Дионис, он же — Вакх, он же - Гога, он же - Гоша...

Но бег времени неумолим. Новогодние, да и староновогодние (заметьте, дорогой читатель: древние римляне тоже сначала праздновали Сатурналии только 17 декабря, а потом решили продлить застолье с танцами аж до 23-го, что лишний раз подчёркивает родственность наших культур) праздники подошли к концу. Но переход к трудовым будням — это всегда неоправданный стресс и дискомфорт, не так ли? И потому, дабы облегчить и Вам, и нам процесс погружения в омут повседневной рутины, наш обожаемый редактор попросила написать статью, включающую несколько картин, посвящённых вечно оптимистичному и добродушному богу Вакху. Всецело разделяем её гуманный порыв и приступаем к рассмотрению темы. Попытаемся, насколько это возможно, выстроить нашу импровизированную мини-галерею в порядке возрастания историко-культурной значимости полотен (то есть согласно субъективной оценке автора статьи, зависящей от его личных симпатий — прим. ред.)

Начнём, пожалуй, с творения Иоганна Карла Лота. Этот выдающийся немецкий мастер, перебравшийся в середине XVII-го века на ПМЖ в живописную Венецию и исколесивший вдоль и поперёк весь Апеннинский полуостров, даже получил от коллег по творческому цеху удлинительно- ласкательное прозвище «Карлотто». Ибо глубоко и искренне воспринял, а со временем — творчески осмыслил стиль и философию классической болонской школы живописи. Образ Вакха, вышедший из-под кисти Лота, носит явные отсылки к творчеству легендарного Караваджо. Мазки исполнены в типичной для венецианской школы манере (то есть интенсивны и смелы — прим.ред). А вот виртуозная работа со светом, а главное — выбор живой и нетривиальной позы героя, богатство фантазии, проявленное при создании композиции в целом — сугубо личная заслуга мастера. Именно эти отличительные особенности его картин помогли «Карлотто» сформировать собственный творческий почерк. А затем, на пике своей карьеры, покорить сердца и развязать кошели придирчивых итальянских аристократов.

Коль скоро мы упомянули всуе великого Караваджо, то теперь просто обязаны взглянуть на егоинтерпретацию образа древнеримского Вакха (видео), традиционно датируемую 1596 годом. Первое, что бросается в глаза: дерзкий (особенно с учётом живописных «трендов» той далёкой эпохи) отказ художника от идеализации образа божества. Олимпиец предстаёт перед зрителем в обличии изнеженного юноши со следами невоздержанности на чуть припухшем лице, пусть тело его и являет собою образчик античного совершенства. Оставляющий простор для интерпретации взгляд полуприкрытых глаз, «приглашающий» жест руки, удерживающей сосуд с вином, тщательно прописанные детали натюрморта, явно доминирующие над всеми иными элементами полотна и как бы «отодвигающими» самого Вакха на второй смысловой и эмоциональный план. Эта работа буквально пронизана символизмом, а пафос присутствия небожителя сведён почти на нет. И неясно, чего здесь присутствует больше: слоёв мифологического нарратива, или всё-таки наслоения моральных подтекстов.

А вотбесподобный Диего Веласкес наделил своего Вакха совершенно иными качествами и определил ему роль, весьма далёкую от банальностей гедонизма. Окружённый собутыльниками бог неумеренных возлияний лишь одеянием да игрой света и тени выделен на фоне прочих фигур. В момент своего триумфа он — не сверхсуть и не объект поклонения, а воплощение честного воздаяния за праведный труд. Демиург — виночерпий, чьё облачение явственно отсылает нас к библейским мотивам и аллюзиям на Христа, умевшего быть разом и богом, и человеком, и несшего утешение страждущим. Здесь Вакх — как бежавший с Олимпа Прометей: разница лишь в том, что титан стремился согреть человечество теплом огня, а Вакху подвластно делиться с людьми теплом, разбегающимся по венам от действия хмельного напитка.

Особую реалистичность и достоверность композиции дарят рельефность объектов и разнообразие текстур, а также элементы натюрморта и крайнее внимание живописца к мельчайшим деталям полотна. Изображение получилось столь объёмным, что устремлённый на нас взгляд простолюдина, принимающего сосуд из рук божества, «ломает четвёртую стену» и делает зрителя неотъемлемой частью композиции. Блистательно!

Что ж. Есть лишь один гений, которому можно безбоязненно доверить сложнейшую задачу: увенчать своей работой импровизированную галерею величайших живописцев Старого Света.

Просим любить и жаловать: Леонардо да Винчи, великий и прекрасный. Его Вакх, комфортно устроившийся на фоне типично «леонардовских» невероятно-загадочных далей, переполненных намёками и подтекстами, умудряется сочетать «фирменный» жест Иоанна Крестителя с коварной улыбкой того-самого-Змея. Что бы это значило?

Шедевр эпохи Возрождения, созданный рукой да Винчи — это всегда неимоверная шарада, для разгадки которой необходимо не только заново перечесть оба Завета и пару томов древнегреческой мифологии, но ещё и вникнуть в сложносочинённые контексты эпохи и тонкие моменты личных отношений автора. Честное слово, мы лучше сделаем эпистолярный «шаг в сторону», и просто вместе с Вами ещё раз молча полюбуемся классикой в исполнении самого таинственного мастера живописи (и не её одной — прим. ред.) всех времён и народов.

🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи:

Кроссворд "Древнегреческие боги Олимпа"

Падение Египта: бесславный конец

Откуда появился русский язык

Похожие записи