Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 29 сентября 2019 09:54

Россия

+18

Художник Якоб Йорданс: аллегории чересчур


Картины фламандских мастеров XVI-XVII веков невозможно спутать ни с чем: в них столько живой естественности, столько искреннего грубоватого натурализма! Изобилие людей и вещей, композиционная скученность и излишняя педантичность в описании деталей на полотнах Рубенса, Ван Дейка и Йорданса смотрятся и сегодня невероятно гармонично.

Кисти великих мастеров смогли уловить не только очертания рассматриваемых предметов, но сам дух европейского постренессанса, сорвавшего все печати с запретных тем.



Апогея сочной полнотелости и прямо-таки гротескной народности фламандское искусство достигло именно в работах Якоба Йорданеса. Не очень искусный портретист, Йорданс весьма преуспел именно в сюжетных холстах: сценках из крестьянской жизни, моралистических полотнах, в творческом осмыслении известных пословиц и басен.

В отличие от своего собрата по кисти и идейного вдохновителя Рубенса, Якоб Йорданс чурался мрачного драматизма; ему больше по душе были сцены безудержного народного веселья или аллегорические картинки на около мифологические темы.

Хорошее освещение, умелое сочетание света и тени, перегруженность пространства телами и предметами, всегда отличное настроение, – вот черты, отличающие подчерк художника от современных ему мастеров.

Если бы живописец не вздумал к банальному «Семейному портрету» добавить слово «аллегорический», работа выглядела бы слишком приторной. Но чудесное словечко «аллегория» сразу подстёгивает опытного зрителя к пристальному разглядыванию и высматриванию. Между тем, на знаменитом групповом портрете всё слишком и чересчур. Чересчур изогнутые в выражении чувств тела слишком пышных форм, чрезвычайно много света и мелких деталей, рекомендуемых к расшифровке. Амур со стрелой, направленной прямо в грудь соблазнительной красавицы; пасторальные веночки в руках женщин; пёстро-золотой попугай, сидящий на сомкнутых руках влюблённых; ярко-красные цветочки гвоздики, нарочито выделяющиеся на тёмной зелени, – так в иносказательной форме художник говорит о любви до гроба, трогательной целомудренности, верности в браке. Короче говоря, перед нами обычная сцена помолвки, поданная под сладким соусом аллегории.

Йорданс считался мастером композиции, и в «Аллегорическом портрете» он превзошёл самого себя. Вокруг центральной фигуры невесты концентрируется не только свет, но и все «предметы», причём в геометрически правильных пропорциях. На двух пересекающихся диагональных линиях расположены жених с невестой (первая диагональ) и амур с подругой невесты (вторая наклонная диагональ). По этим линиями распределяются световые акценты, а точкой пересечения является главная героиня, фигура и одежда которой прорисованы с особой тщательностью в светлых тонах и с глубоким объёмом за счёт игры светотеней. Четыре фигуры образуют также два треугольника, один из которых аллегорический – влюблённые с амуром, другой – чисто бытовой (участники помолвки).

Если мы хотя бы на два шага отойдём от программного разглядывания произведения искусства и начнём читать его, как послание из глубины веков, то откроем для себя гораздо больше подробностей того времени, чем из всех вместе взятых учебников по истории. Потому что любой автор создаёт свои картины в живом пространстве настоящего, а, значит, неизбежно запечатлевает это настоящее в свойственной ему манере. И полотна Якоба Йорданса прекрасное тому подтверждение. Русской публике «Аллегорический семейный портрет» интересен ещё и тем, что немало поскитавшись по Европе, он осел в коллекции Екатерины II, став одним из первых полотен в собрании Эрмитажа.

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «лайк» и подписывайтесь на сайт, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи:

Королевские особы предпочитали позировать Луи Эрсану

Жан-Батист Реньо: академизм и грациозность великого мастера

Легкость натуры и трепет сердца маэстро рококо

Похожие записи