Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 05 сентября 2019 15:10

Россия

+19

Художник Филип Алексис де Ласло: портретист человеческих душ


Многие великие мастера творили в жанре портрета, и тому есть вполне простое и закономерное объяснение. Наиболее удачливые живописцы минувших эпох, да и современности, во многом обязаны своей славой тому простому (или непростому, тут уж как посмотреть) факту, что заказчиками их работ были «сильные мира сего».

Когда очередной вельможа, богатей или политик (а подчас — все трое в одном лице) тешили своё самолюбие, распоряжаясь украсить личный кабинет искусно выполненным портретом себя любимого — автор сей работы получал не только солидную компенсацию за часы, проведённые за мольбертом. «Бонусом» как правило служили личные преференции высокопоставленного клиента.



Стоило придать черты отчаянной мужественности чьей-нибудь одутловатой физиономии — и вуаля: получите надёжную защиту от недобросовестной конкуренции со стороны коллег по живописному цеху. Наделите стареющую матрону афродитоподобным румянцем и высокой грудью пенорожденной античной богини — и её муж/брат/сын/троюродный племянник со стороны друга/брата/троюродного приятеля, имеющий вес в обществе, поможет найти управу на не в меру ретивых критиков.

Именно в силу озвученных выше обстоятельств особенно приятно поговорить о замечательном венгерском мастере Филипе Алексисе де Ласло.

Герой этой статьи, родившийся в семье еврейских ткачей, в конце XIX века обретавшейся в венгерской столице, городе Будапеште, начал стремительное восхождение к вершинам славы и богатства именно благодаря такой вот работе. А точнее — портрету римского Папы Льва XIII. Полотно так понравилось искушённой публике и ещё более искушённым арбитрам, что первая в XX столетии парижская Всемирная выставка принесла Ласло большую золотую медаль. И — фактически — пропуск в мир звёзд живописи первой величины.

Сему триумфу, как водится, предшествовали годы тяжёлого, упорного труда. Венгерская национальная академия искусств стала «трамплином» для мюнхенского этапа творческого становления Ласло (кстати: приставка «де» перед его фамилией обязана своим появлением стремлению художника «облагородить» свой имидж).

Ну а немецкий этап, в свой черёд, был отправной точкой для парижской главы его биографии. Спустя семь лет после памятного триумфа портрета римского папы, наш герой перебирается на Туманный Альбион, где и «оседает» насовсем. К тому времени его заслуги перед миром живописи столь внушительны, что свою коллекцию наград он пополняет титулом обладателя Викторианского королевского ордена.

Император Австрии Франц Иосиф, (а заодно — и владыка Венгрии) жалует ему дворянский титул. Чехарда с именами и псевдонимами нашего героя наконец-то прекращается, и в «окончательной редакции» он отныне и вовеки официально зовётся Ласло де Ломбос. А неофициально — предпочитает свою прежнюю фамилию Ласло, для пущей важности украшенную префиксом «де». Ещё бы: человеку, к которому едва ли не в «живую очередь» выстраиваются королевы с императорами и графы с герцогинями, дабы стать в итоге счастливыми обладателями собственного рукотворного изображения, нужно было «соответствовать»...

А теперь, когда мы крупными штрихами написали историю взлёта карьеры и расцвета творчества маэстро, самое время вернуться к заявленной в начале статьи мысли и пояснить, зачем нам понадобилось писать банальности касательно комплиментарно-симбиотических связей портретистов и их покровителей. А заодно поделиться с Вами своим главным выводом о секрете успеха маэстро.

Дело в том, что он не был льстецом. Поймите правильно: жанр парадного изображения знатного лица исходно подразумевает приукрашивание или хотя бы ретуширование не самых эстетически привлекательных черт клиента. Ласло же писал своих натурщиков ровно такими, какими он их видел сам. Почему же в таком случае он пользовался бешеной популярностью у желающих обзавестись своим живописным изображением? Да потому, что маэстро вместо «сглаживания» острых природно-физиогномических или анатомических «углов», придавал образам людей присущую им истинную внутреннюю глубину. Тонко чувствовавший человеческую природу художник наполнял свои работы ровно той «аурой», которая исходила от каждой конкретной персоны. Писать портреты так, как это делал Ласло — значит не только быть обладателем филигранной художественной техники, настоящим мастером в вечной игре света и тени, безошибочным «детектором» значения затаившегося в уголках глаз и губ умонастроения модели.

Для этого требовалось настоящее эмпатическое проникновение «в душу», в глубинную суть персоны. Ощущать, воспринимать и всегда безошибочно переносить на полотно личность, а не её повседневную «маску», которую она в силу своего статуса не может не нацеплять на себя, находясь на публике. Тем выше, тоньше и значительнее предстаёт перед нами искусство художника, умевшего «снять» с лица очередного клиента несколько слоёв психофизического «грима»: приподнять «забрало» над челом грозного и гордого монарха; ощутить «музыку души» за обычно бесстрастными и холодными глазами знатной светской дамы. А затем, суммировав свои впечатления, перенести на холст не парадный «манекен» воина и не прямоспинную «живую статую» в образе знатной леди, а любящего и заботливого отца, которому по долгу службы престало быть сильным и властным. Или обыкновенно производящую на окружающих впечатление «снежной королевы», но по сути своей — лишь уставшую и немного печальную, но неизменно полную готовности дарить свой внутренний свет и тепло мать, сестру, возлюбленную...

Именно за этой магией искусства, способного уловить, отобразить и навеки зафиксировать истинную природу человеческой души, и спешили в мастерскую маэстро многочисленные заказчики.

Он, будучи по своему статусу самым настоящим «придворным портретистом» всея Европы, по сути с самого начала своего творческого пути был, и до самых последних своих дней оставался настоящим живописцем людских душ, выразителем самых важных, сокровенных и бережно хранимых мыслей и чувств.

Если вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на сайт, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Похожие записи