Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Передвижники, русское

Товарищество передвижных художественных выставок-объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 г.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 29 сентября 2019 09:54

Россия

+11

Художник Михаил Александрович Врубель: печальная магия «Царевны Лебедь»


Если уж заводить разговор о врубелевской «Царевне-Лебедь» (1900), то начать надо с того, что послевкусие глубокой печали воздействует на сердце гораздо сильнее, чем невероятная красота загадочной красавицы.
Только первые мгновения картина погружает в омут восхищенного молчания. Чем дольше смотришь, тем громче начинает пульсировать тревога, необъяснимая, но нарастающая.

Неслучайно Михаилу Врубелю пришлось всю жизнь биться практически в одиночку над тайнами мироздания. Даже самые близкие, искренне любившие художника люди, не могли разделить с ним его творческую одержимость; ведь образы, вырывавшиеся брызгами красок на его холсты, не подчинялись ни одному известному художественному стилю. Он был инопланетянином, прилетевшим, чтобы рассказать землянам об иных мирах и другой, тонкой ипостаси человеческой души.



Удивительное дело: когда жизнь по капле сочилась, и тело умирало на глазах, дух художника становился ещё сильнее, ещё точнее ложился каждый штрих простого карандашного наброска. Портрет В.Брюсова (1906 г), законченный за несколько дней до того, как Врубель ослеп, стал настоящим откровением даже для самого поэта. Живое объёмное, полное жизни лицо выступило с листа буквально после первых уверенных линий. Не зря про Врубеля говорили, что беря в руки уголь или карандаш, он возрождался к творчеству, как Феникс.

Дар живописца стал для него и проклятьем, потому что мир, который он изображал, не соответствовал той реальности, к которой привыкли современники. Это потом, к закату, в искусство ворвался импрессионизм, и вдруг оказалось, что Врубель своими полотнами просто предвосхитил будущее; что он наисовременнейший из всех существующих. Но в это время он уже рисовал только врачей, санитаров, соседей по палате, и даже «Роза в стакане» выглядела отчаянно усталой.

Так вот, о «Лебеди». Совсем неслучайно, что картина появилась всего за шесть лет до окончательного и трагического ухода художника из мира искусства. Всю силу своего невероятного таланта Врубель вложил в этот холст, пытаясь оставить потомкам самый правдивый рассказ о себе. Эта красота, возникающая внезапно из хаоса миллионов шершавых нервных мазков; эта демоническое совершенство, понимающее всю двойственность своей натуры; это недовоплощение из птицы в женщину (или наоборот?), всё это – мучительная попытка разобраться в себе и представить неистребимый даже болезнью талант на суд зрителей.

Она рядом, – стоит протянуть руку, и пальцы ощутят призрачную лёгкость перьев. Она невероятно далеко, там, за морем, в сказочной реальности, какая и не грезилась простым смертным. Нам остаётся только немо восхищаться магией искусства, понимая, что ещё мгновение, – и она уйдёт, растворившись в прозрачном воздухе вечерней зари.

Похожие записи