Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать

Россия

+9

Художник Маринус Адриан Куккук: мастер в тени гения


Светотень — классический художественный приём.

Союз двух противоположных начал создаёт ощущение объёма, придаёт контрастность, и зачастую расставляет логические акценты композиции. Всё это — азы и прописи, воспринимаемые на уровне «банальной эрудиции».

В философском же смысле: свет и тень — «Инь и Янь» бытия, составляющие его равноправные основы. Мудрые восточные философы тысячи лет назад вывели одну универсальную формулу:


если кто-то вознесся на вершину славы и «купается» в ярких лучах солнца — кто-то другой совершенно точно оказывается в отбрасываемой им тени забвения.

Причём не важно, заслуживает он того или нет...

Династия Куккук оставила ярчайший след в истории голландской живописи. Как минимум четыре колена этой славной фамилии прославились замечательными мастерами, оказавшими серьёзное влияние на развитие и становление местной художественной школы.

Герой нашего сегодняшнего рассказа по имени Маринус был младшим сыном прославленного Йохана Германа Куккука, и его талант живописца оказался много скромнее аналогичного, имевшегося у старшего брата, Беренда Корнелиуса.

Семья даже не пожелала тратиться на его академическое образование, поскольку успехи молодого человека выглядели весьма скромно. Однако, одарённый, а главное — целеустремлённый мальчик не опустил рук, упорно учился у своего именитого родителя, старательно копируя его произведения и постигая мастерство, и в конце концов добился признания публики и одобрения критиков как вполне самостоятельный и самобытный пейзажист.

И всё же Маринусу суждено было оставаться «в тени» успеха родни. Скитания по стране в поисках вдохновения и заказчиков привели его в город Клеве, под крышу дома Беренда, успевшего к тому времени обзавестись собственной семьёй. Здесь он продолжает совершенствовать свой талант, параллельно помогая Корнелиусу в качестве гравёра.

Сменив несколько мест жительства и недолго пробыв в Амстердаме, Маринус «осел» в Хилверсуме, где и прожил до конца своих дней. Коллекция его работ, поначалу едва ли не исключительно состоявшая из равнинных пейзажей королевства, постепенно пополнялась морскими видами, портретами и изображениями животных.

Приверженец классических традиций XVII века, позже он отходит от канонов и «раскрывается» в качестве адепта романтического стиля. И снова: в этом «дрейфе» в сторону одухотворённой сентиментальности чётко прослеживается влияние Беренда Корнелиуса. «Вечная полночь» за «широкой творческой спиной» брата преследовала его всю жизнь. Сплошное антрацитовое «Инь» в исполнении даровитого художника, которому просто не под силу было превзойти родственный белоснежный "Янь".

Но Судьба, как известно, обожает шутки. Подчас — весьма жестокие. Даже уход из этого бренного мира не избавил бедного Маринуса от предначертания пребывать в тени великих коллег.На торгах "Сотбис", случившихся пятнадцать лет назад, его пейзаж стараниями неких махинаторов едва не был продан под видом произведения нашего гениального соотечественника Ивана Ивановича Шишкина.

Вот уж точно: «скандал на миллион». Ровно на $1 млн.

Мошенники всё рассчитали. Будучи предопределены Дюссельдорфской живописной традицией и типичными «немецкими» приёмами (которым русский живописец обучался в период своей цюрихской «стажировки»), картины Ивана Шишкина «образца» 1861-1863 гг. чем-то неуловимо походят на задумчивые пасторали голландца. Аферисты, сумевшие купить полотно последнего на шведском аукционе за считанные десятки тысяч долларов, затем смогли удалить нехарактерные для русского маэстро детали с полотна.

С холста пропали столь нелюбимые нашим классиком коровы, а вот ручей и дорога, обрамляющие манящий вдаль пейзаж — напротив, приобрели некоторую вычурность, долженствовавшую помочь шедевру обрести истинно «шишкинские» мощь и пафос.  В итоге эти детали, а также неудачно подделанная мошенниками подпись, помогли распознать настоящего автора работы. Вот так, спустя более чем век, наш герой снова очутился «в тени» гения от живописи. Причём на сей раз — даже не своими стараниями.

🎯 Ставьте лайк и подписывайтесь на сайт, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи.

Похожие записи