Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 17 сентября 2019 08:08

Россия

+8

Художник Жан-Леон Жером: мраморный поцелуй Пигмалиона


Художник Жан-Леон Жером терпеть не мог импрессионизм. Страстно, глубоко и деятельно.

Ярый противник новых стилей живописи, он часто пускал в ход своё незаурядное мастерство критика и оратора, дабы «защитить» — как сам он считал — «подлинное» искусство.

Не последним средством в его «крестовом походе» против «идеологических противников» реализма было солидное финансовое состояние. Ещё бы:


на работы талантливого юноши с отличным академическим образованием и неповторимым авторским почерком, сформированным в мастерской блистательного Делароша, обратил свой благосклонный взгляд сам Теофиль Готье.

Одного — единственного хвалебного отзыва мэтра хватило, дабы привлечь благосклонное внимание широкой публики. Специалисты и критики также остались в совершенном восторге. А большего одному из будущих величайших художников Франции конца XIX века и не потребовалось.

Наутро после первой же своей парижской выставки в 1847 году он, что называется, «проснулся знаменитым».

С тех самых пор бесчисленные частные заказы и экспозиции лучших художественных галерей были к его услугам. Более того: государственные чиновники взяли в хорошую привычку заказывать особенно важные и знаковые произведения именно у него.

Но вернёмся к нашей первоначальной мысли. Разбогатевший, обретший многочисленных поклонников и подражателей, много путешествовавший и разносторонне развитый мастер (бывший ещё и превосходным скульптором); настоящий поэт холста, мрамора и глины, умел ненавидеть. Причём так, как это мало кому удавалось. Право слово, это поразительно: дверь его души с одинаковой лёгкостью отворяли как муза высокого вдохновения, так и фурия беспощадной, ядовитой иронии и скепсиса. Он не жалел ни сил, ни денег, дабы выстроить в сознании соотечественников ментальную «плотину», долженствовавшую остановить захлестнувшую мир искусства модерновую волну. К счастью, у Истории всегда свои планы, и даже такому титану, как герой нашей статьи, не под силу остановить её ход.

Его звали Жан-Леон Жером. Его мастерская стала неформальным центром культурной жизни Парижа конца XIX века, где постоянно собирался галльский интеллектуальный бомонд. Писатели, художники, музыканты и актёры считали за честь быть вхожими в этот круг лучших умов Республики и Империи. То была точка кипения настроений, единства противоположностей и синергии ожесточённых дискуссий.

И в центре этого королевства эстетики находился Жером. Признанный, заслуженный, ценимый. И бесконечно противоречивый. Как гений и злодейство. Как мастер «антично» детализированной реалистичности и живая антитеза импрессионистского символизма в одном лице, умевший горячо вдохновлять и холодно высмеивать.

Пожалуй, только такой человек и мог создать шедевр, известный нам под названием «Пигмалион и Галатея». Потому что только тот, в чьей душе уживаются сразу два начала — любовь и отторжение — и мог в полной мере перенести на живописное полотно идею превращения хладного камня в трепетную плоть.

Органичное, но при этом фантастическое превращение бездушного мрамора в прекрасную деву стало вершиной живописного мастерства Жана-Леона Жерома.

Кажется, что оживлённая волею богини Афродиты девушка и страстно целующий её влюблённый мастер вместе совершат следующее движение; одновременно сойдут со своих возвышений и заключат друг-друга в объятья. Мы видим, что ноги Галатеи всё ещё в плену «снежного» мрамора, но поцелуй Пигмалиона уже встречает не мертвенный холод камня, а нежная страсть ответного поцелуя. На наших глазах вершится чудо, которого в действительности никогда не бывало — и ощущение конфликта между фантастичностью сюжета и реалистичностью изображения заставляет пристальнее всматриваться в полотно, силясь понять, чему же отдать предпочтение: здравому смыслу или прекрасной легенде?..

Работа переполнена символическими, мифологическими и даже политическими намёками. Но всё же семантическая доминация идеи о том, что истинная любовь способна трансформировать реальность, а настоящее мастерство — оживлять даже неживую материю — куда более сильные и универсальные послания художника нам, зрителям.

🎯 Ставьте лайк и подписывайтесь на сайт, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи.

Похожие записи