Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Современное искусство

«Актуальное искусство» — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 29 сентября 2019 09:54

Россия

+5

Художник Василий Ситников: просто удивительно


Просто удивительно: на картине «Кремль зимой» нет ворон! Снег есть. Вон он идёт, но не крупными хлопьями, а именно отдельными снежинками; каждая прорисована тщательно и с любовью. Присутствует, естественно, и сам Васька-сувенир, как без него. На этот раз забился в самый левый угол своего же творения и сидит, намалёвывает беленькие звёздочки с почти детским восторгом. Всю ширь и глубину холста занял Кремь, как величал его Ситников. Золото на белом, позолота на синем и всё объединяющая белизна православных соборов, стен, снега на вечернем небе, на земле, – это, в общем-то, ничего особенного, просто одна из работ русского «подпольного» живописца, которого «как бы не было».

Не было, потому что сумасшедший, потому что не как все: и «академию» свою домашнюю прям на заплёванных лестничных маршах обустроил, и молился истово в комнатёнке, и храмы рисовал как заведённый (это в пятидесятые-то годы!). Даже в Казань на принудительное лечение в 41-ом году Василий Яковлевич Ситников загремел за то, что собирал немецкие листовки в перерывах между окопными работами. Враг народа? Да как же! Листочки-то были голубенькие, розовенькие, жёлтенькие, а главное чистые с другой стороны. На них же столько всего нарисовать можно было!


В андеграунд или неофициальное искусство 50-60-х годов сбились все талантливые люди, не влезавшие в узкие рамки партийной идеологии. В этой партийности не было ничего плохого, напротив, она определяла вектор экономического развития и успешно переводила на мирные рельсы сложную послевоенную обстановку. Но были мастера, которые мыслили вне рамок, не специально, конечно, а просто потому, что такими уж родились.

И если суждено было Ваське Ситникову кистью и красками отмаливать светлое будущее страны, то никуда от этого убежать не смог. Ни в Австрию, ни в Америку. До конца дней писал он российские золотоглавые соборы и скромные церквушки, заволакивая их туманами, посыпая снежком и накрывая тучами воронья. А прах его, в маленькой урне перевезённый через океан, успокоился-таки на Ваганьковском кладбище, среди белоствольных берёз и православных крестов.

«Кремль зимой» написан в 1967 году, когда даже не маячила ещё впереди эмиграция, и в разгаре были импровизированные уроки для всех желающих научиться живописи. Характерная для полотен этого периода многоуровневость видна здесь невооружённым глазом. Три чётко разделённых плана градируются сверху вниз: белоснежные стены и башни (высокая духовность, как охранная грамота), пёстрая толпа (сиюминутность вкусов, желаний, отношения), художник (рассматривающий, посмеиваясь, всё это дело со своей «колокольни»).

Небо играет особую роль. Угольно-чёрное, серо-голубое, туманно-белое, – оно задаёт тон всей картине, рождая чувство тревоги, мирного спокойствия или неоконченного поиска. На тёмно-коричневых небесах у самого края слева висит апельсиново-щербатая луна, а за золотистые луковки цепляются рваные клочья туч. Жизнь не замирает даже поздним вечером, и она обязательно будет хорошей, пока над Россией сверкают купола. Но до рассвета ещё далеко.

Похожие записи