Пользователь0

Авторизация



  • Вход
  • Регистрация

или

  • Вконтакте
  • Facebook

Забыли пароль? Напомнить

Восстановление доступа
Емайл

Канал Дзен

Канал ЖИВОПИСЬ об искусстве, творчестве, судьбах великих художников, талантливых мастерах- современниках.
Скачать
Ольга Администратор

оффлайн: 29 сентября 2019 09:54

Россия

+7

Русский самовар в картинах знаменитых художников


На протяжении 300 лет, как минимум, Россия устойчиво ассоциируется с самоваром, который можно поставить в один ряд с валенками, гармошкой и медведем. И если сегодня наша «чайная машина», как уважительно величали самовар иностранцы, приобрела оттенок интерьерной декоративности, то ещё два века назад она являлась обязательным атрибутом быта, неким символом достатка и домашнего уюта.

И понятно, что живопись никак не могла обойти стороной сверкающие объёмные формы медного красавца, а потому он, нет-нет, да и мелькает на полотнах знаменитых художников разных эпох и направлений. Популярность самовара в роли объекта искусства отнюдь неудивительна; интересно другое. Любопытно рассмотреть, как меняется само отношение к этой приметной детали быта с течением времени.

В сюжетных полотнах XIX века самовар встречается буквально на каждом шагу и так гармонично вписывается в окружающую обстановку, что практически сливается с ней, как, например, в «Любителях соловьёв» (1872/73 г.) В.Е. Маковского. Тематика «Любителей…» никак не связана с чайным ритуалом, но среди прочей утвари на столе подставляет блестящие бока утреннему солнышку герой нашей сегодняшней истории. Особое место отводит образу самовара В.Г. Перов в своём обличительном «Чаепитии в Мытищах» (1862 г.). Живописец помещает его в самый центр картины, делая неким пограничным столбом между сытым достатком и убогой нищетой.


В начале XX века громоздкая утварь по-прежнему не сдаёт своих позиций, оставаясь главным «домашним любимцем» во всех слоях общества. Его всё также дают в приданное дочерям, передают по наследству и даже дарят, несмотря на почти космическую стоимость. Свидетельства популярности самовара в это время можно найти на картинах того же Н.П. Богданова-Бельского, где чайные церемонии воспеваются с особой поэтичностью. Торжественность «Новых хозяев» (1913 г.) воспринимается, как осанна крепкой русской семье и семейным традициям; а в «Чаепитии у учительницы» создана трогательная атмосфера единения, дружеской компании.

Но, конечно, Орфеем самоварных традиций по праву считается Б.М. Кустодиев. Его аппетитные полнотелые купчихи стали лучшей рекламой для тульских и суксунских промышленников. Созданная на стыке импрессионистских и модернистских веяний, «Купчиха за чаем» (1918 г) и сегодня вызывает чувство гордости и восхищения, а ещё желание приобщиться к этому чудному ритуалу.

Ещё в 20-30-е гг, как свидетельствуют монументально-декоративные полотна К. Петрова-Водкина, самоварные застолья оставались неизменной изюминкой русской жизни. Но на фоне кустодиевских пиршеств, «За самоваром» (1926 г.) выглядит как-то приземлённо и обыденно. Впрочем, это лишний раз говорит о том, что самоварчики и самоварища были такой же неотъемлемой частью советских будней, как ударный труд и светлое будущее.

В середине века шикарные самоварные формы стали постепенно вытесняться компактными и менее энергозатратными чайниками, тем более, что квадратные метры индивидуального жилья не были рассчитаны на такой крупногабаритный пережиток прошлого. На картинах же самовары теперь появлялись гораздо реже и воспринимались уже как раритет. И только в начале XXI века, на очередном витке переоценки ценностей, самоварная тема зазвучала с новой силой, потому что в обществе появилась потребность в возрождении исконных духовных ценностей. А самовар, как было сказано выше, всегда считался символом семейного уюта, тёплых человеческих отношений.

Талантливые самобытные художники новейшей истории с воодушевлением подхватили популярную чайную тему, и на полотнах ещё ярче засверкали самоварные бока. Лиричный «Автопортрет с детьми» (2009 г.) Полины Лучановой создаёт проникновенную атмосферу уютного домашнего счастья, где пузатый самоварище играет в композиции второстепенную роль. Но на уровне образного восприятия именно он становится тем «пятым элементом», который выводит сюжет за временные рамки.

Признаки возрождения национального самосознания явственно читаются и в работах Станислава Бабюка. Его «Девушка с самоваром» (2004 г.), написанная в узнаваемой реалистичной манере русской живописи времён И. Репина и И. Крамского, вполне могла бы заинтересовать П.М. Третьякова, реши Павел Михайлович пополнить свою знаменитую коллекцию сегодня.

Подводя черту, стоит заметить, что самовар будет актуальным для русского человека и через сотню лет. Возможно, потому что его многогранность отражает нашу суть и является национальным оберегом.


Похожие записи